Калькулятор сохранности экспонатов
Освещение музейных экспонатов необходимо осуществлять с учётом их назначения, формы, материала и его светостойкости, цветовых характеристик, размещения в экспозиции. Классификация экспонатов в зависимости от их светостойкости, цветовых характеристик и формы приведена в таблице 1.4. По светостойкости все экспонаты разделены на 3 группы: I — высокой, II — средней и III — низкой светостойкости, а по цветовым характеристикам на 4 группы: 1 — ахроматические или серые, то есть не имеющие выраженной цветовой характеристики 2-одноцветныс, имеющие по всей поверхности более или менее одинаковый цвет; 3-многоцветные тональные, в которых цветовой тон поверхности меняется, но можно выделить преобладающий; 4-многоцветные пёстрые, для которых можно считать равноценными все цветовые тона.

Следует также учитывать, что среди видов минералов, отнесённых к той или иной группе светостойкости, могут быть отдельные типы, светостойкость которых другая. Например, драгоценные камни в основном относятся к группе высокой светостойкости, но некоторые из них (аквамарин, аметист, александрит, бирюза) менее устойчивы к воздействию света. Более низкую светостойкость могут иметь также отдельные виды красок, стёкол, керамики и т. д.
Возможность повреждения определённого материала от воздействия света зависит от его внутренней способности поглощать световую энергию и изменять свою химико-физическую структуру. Некоторые материалы, главным образом органического происхождения (пигменты красок, ткани, дерево, бумага и др.), более чувствительны к фотохимическим эффектам, чем материалы минерального происхождения (керамика, камни, металлы).

Таблица 1.4
Классификация музейных экспонатов по светостойкости
Светостойкость материалов искусства